Моторное масло, которое мы используем в своем автомобиле, состоит из базового масла и присадок. На заводе производителя эти компоненты смешиваются между собой при нагреве. Базовые масла и присадки подбираются в специальной пропорции, чтобы соответствовать необходимым спецификациям, требованиям автопроизводителя.
Чаще всего базовые масла разделяют на три группы: синтетика, полусинтетика и минеральное масло, но фактически этих групп пять. Согласно классификации американского института нефти API эти группы отличаются между собой по трём показателям: содержанию серы, содержанию насыщенных углеводородов и индексу вязкости.
- • Сера вызывает коррозию метала, при сгорании сернистых соединений образуются кислоты, которые вызывают окисление. Наличие серы негативно отражается на свойствах базового масла.
- • Насыщенные углеводороды – по сравнению с ненасыщенными, более стабильны и окисляются медленнее. Чем больше их содержание, тем медленнее базовое масло окисляется, стареет и деградирует.
- • Индекс вязкости – это величина, которая характеризует зависимость вязкости масла от температуры. Вязкость масел с высоким индексом вязкости в меньшей степени зависит от температуры, отсюда значительно улучшаются низкотемпературные свойства масла. Следовательно, чем выше индекс вязкости масла, тем лучше его свойства.
I и II группа базовых масел – это минеральные масла. Первая группа имеет низкую степень очистки и высокое содержание серы и азота, вследствие чего, быстро окисляется. Поэтому, 1-я группа имеет низкие эксплуатационные свойства и не используется в продукции IDEMITSU. Степень очистки второй группы выше по сравнению с первой, выше и эксплуатационные свойства. Но по сравнению с синтетическими маслами они всё же недостаточно высоки.
Полусинтетические масла – это чаще всего смесь II и III группы, у некоторых производителей I и III.
Масла III, IV и V группы – синтетические.
Третья и четвертая группы имеют сходные эксплуатационные свойства:
Высокий индекс вязкости по сравнению с I и II группами, лучше низкотемпературные и пусковые свойства.
Содержание насыщенных углеводородов практически 100% , лучше термокислительная стабильность, они медленнее окисляются, медленнее деградируют и стареют, срок их службы выше по сравнению с I и II.
Летучесть III и IV групп ниже по сравнению с I и II.
Благодаря этим свойствам, расход синтетических масел меньше, а также у синтетических масел более стабильные вязкостные характеристики в длительном интервале эксплуатации.
У III и IV групп более низкий коэффициент трения и выше смазывающие свойства, связано это с тем, что в III и IV группе молекулы однородные, размер молекул соизмерим, достигается это за счет применения технологий синтеза, а в I и II молекулы разного размера, т.к. это технология очистки.
Пятая группа масел используется преимущественно в промышленности и редко используется в автоиндустрии. Третья и четвертая группы, наоборот, получили здесь широкое применение.